Услышав от молодых педагогов об огромном количестве волнующих их проблем, мы задумались, чем же привлекает современная школа? И можно ли надеяться, что наших детей будут учить молодые и действительно талантливые учителя?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратились к одному из участников конференции – учителю истории и обществознания школы №6 Василеостровского района Кириллу Антонову.

 

- Кирилл, что привело Вас после окончания философского факультета СПбГУ в школу?

Еще студентом я ясно понял, что хочу преподавать, только не был уверен, что на своем факультете — как бы я ни обожал его специфику, как бы ни уважал его преподавателей, у которых мне посчастливилось учиться. В ходе педагогической практики я работал со студентами-философами второго курса, и в какой-то момент ясно и отчетливо осознал, что хочу работать с детьми.

- Почему именно с детьми? Ведь можно было преподавать и в университете? Ведь философский факультет готовит, скорее, к научной деятельности.

Потому что дети интересные и заинтересованные. Разум гибок, реакция остра, суждения точны — примерно так я представлял себе среднестатистического старшеклассника. Как же приятно было узнать, что я не ошибался! Мне посчастливилось приступить к работе весной, в конце третьей четверти, и вести историю в одиннадцатом классе. Это были замечательные ребята, которые сейчас продолжают обучение в вузах. Что же мы могли успеть за каких-то три неполных месяца? Мы сделали бесконечно многое. Точнее, дети сделали для меня, и я верю, что тоже сумел поделиться с ними самым ценным и практически применимым. Может быть, после такого подробного разъяснения фраза «Я пришел в школу по зову сердца» обретет больше смысла и глубины.

- Сколько Вы уже работаете в школе?

На сегодняшний день я преподаю историю и обществознание в школе №6 ровно тринадцать месяцев. За это короткое время я успел поработать с разными классами — всеми, кроме десятого — и совершенно четко понять и покорно принять одну важную истину: с пятыми и одиннадцатыми классами нужно работать по-разному. С пятиклассниками выстраивать взрослые отношения, к счастью, не получается, ведь они — дети. Замечательные, творческие, громкие, порой несносные, но такие энергичные и перспективные! На первом же уроке обществознания на мой вопрос «Чем человек отличается от животного?» я получил мгновенный ответ: «Человек не скачет по деревьям!» В тот момент я понял две вещи: 1) это правильный ответ (ведь не поспоришь); 2) я не знаю, как работать с 5 классом.       

- Было ли трудно поначалу?

Перестроиться было непросто, но мне удалось это достаточно быстро: пятый класс — не одиннадцатый, даже не восьмой. Нужно тщательнее следить за дисциплиной, приходится чаще сталкиваться с организационными моментами, применять разные методы мотивации и удержания внимания, осознавать высочайшую ответственность при работе с детьми. Я не только веду уроки, но и стал классным руководителем 5 класса, и нет ни дня без воспитательной работы, которую я по сей день учусь грамотно совмещать с организацией непосредственно учебной деятельности.

- А что Вы делаете после уроков? Часто ли задерживаетесь в школе?

            Нас с пятиклассниками связывают не только уроки и классное руководство, но и вокально-инструментальный ансамбль. К счастью, директор поддержал мою инициативу по созданию школьного музыкального коллектива, и теперь я обучаю ребят игре на различных музыкальных инструментах, а также отрабатываю с ними основы актерского мастерства и ораторского искусства. Мы замечательно проводим время! Осознавая крайнюю степень важности игры для моих юных музыкантов — а играют они не на смартфонах и планшетах, а на гитарах и барабанах — я приветствую смех и радость на занятиях, реализуемых через внеурочную деятельность. Кроме того, ребята учатся общаться друг с другом, работать в команде. Показательно, что завсегдатаи наших музыкальных сессий в повседневной жизни лучшие друзья. Порой они так увлекаются игрой, что забывают о течении времени, просто делают что-то вместе, а я отхожу в сторону, смотрю на происходящее и думаю: даже если ни один из пятиклашек не станет виртуозом гитары, кто-то точно станет мастером общения. Нужно ли говорить, насколько это важно в современном мире?

- Ваше педагогической кредо, девиз, принципы работы?

Горячо любимый мной принцип «со-трудничества» я интуитивно осуществлял с первой нашей встречи с ребятами, и только несколько месяцев спустя заговорил о нем как о собственной педагогической установке: нет отдельного труда учителя, который пытается кого-то чему-то научить, и отдельного труда того, на кого направлены эти попытки — есть совместный труд учителя и ученика. Все предельно просто: ты относишься к учащимся с уважением и заботой, они отвечают тебе тем же.      

               

- Некоторые Ваши молодые коллеги на конференции жаловались на небольшой оклад. Вы их поддерживаете?

Когда знакомые задают мне вопрос о зарплате, они обычно имеют в виду «Насколько мало ты зарабатываешь?» Но далеко не раз оказывалось, что зарабатываю я побольше спрашивающего. Чем же тогда питается старый стереотип о невысоком учительском заработке? Возможно, мне не с чем сравнить, или если уносить из школы ноги со звонком с шестого урока, так и будет, но у меня нет опыта страдания из-за нехватки денег. Александр Валерьевич, директор нашей школы, щедро раздает... нет, не деньги, а возможности их заработать. Помимо уроков, количество которых всего на 2 часа больше ставки, у меня есть классное руководство, вокально-инструментальный ансамбль, есть и другие небольшие надбавки за разные формы участия в жизни школы. Конечно, с одним лишь окладом было бы тяжеловато. Но все, как говорится, в ваших руках, молодые коллеги. Уверен, в школе можно и нужно зарабатывать.

            Да, не стоит идти в учителя, если хочешь зарабатывать поистине большие деньги; существует, однако, и другая ценностная модель, не аскетическая и не маргинальная, но возвышенная и гуманистическая, что ли. Трудности в нашем деле — это вызовы, на которые учителю нужно достойно и компетентно отвечать. Школа существует не для самой себя, а для жизни, для подготовки ребят к ней. Постоянные ответы на нескончаемые вызовы — разве не это есть сама жизнь?      Качество нашей жизни сводится к качеству нашего вклада в жизнь других.

- Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?

Школа — это образовательное пространство не только для учащихся, но и для учителя. Думаю, хороший учитель — это искатель возможностей для творческого и профессионального, личностного и карьерного роста учеников. А вместе с ними педагог и сам растет. Неизбежно. Я не могу сказать точно, чем именно хотел бы заниматься в школе через пять лет, например — может, заниматься дополнительным образованием детей, или преподавать философию, или разработать и вести авторский курс по ораторскому искусству, или стать директором — трудно сказать. Одно я знаю точно: как автомобиль может проехать сотни километров в темноте, если его фары постоянно освещают хотя бы первые сто метров пути перед ним, так и я обязательно приду к цели, узнаю ее по дороге, ведь сама дорога уже ведет в нужном направлении.

Антонов К.И., 29.03.2016